Мы участвуем
ru

Форма поиска

Украина экспортирует зерно и конкурирует с другими странами на этом рынке.

20 октября
2023

 

Покупателя интересует главное — купить зерно, которое будет иметь самую низкую цену при поставке в порт импортера. Цена зерна, поставленного в порт импортера, называется на базе C&F. Сейчас цена CIF-Египет около 256$/т.

Странам-экспортерам нужно преодолевать разный путь в этот порт, поэтому в ваши собственные расходы на фрахт. К примеру, по близким подсчетам фрахт от Австралии до Египта 32 $/т. Для соседней с нами Румынии вдвое дешевле – около 16-18$/т. Эта цена без фрахта называется FOB.

Отматываем путь зерна еще на один шаг назад. Зерно нужно загрузить на судно – до полномасштабного вторжения это стоило 10 долл./т. Выходить цена CPT – тот базис поставки, который был наиболее популярен для фермеров, продаваемых на экспорт (за валюту). Сейчас эта база заменяет DAP/DDP – то же место поставки, но другие сроки оплаты и зона ответственности за зерно.

Поэтому ответ на вопрос "какая цена должна быть в порту" зависит от всех расходов, преследующих зерно с момента доставки в порт экспортера в порт импортера. В период до полномасштабного вторжения стоимость нашего фрахта была почти идентичной румынской, ведь нам нужно проделывать почти один путь (как по протяженности, так и по сборам в Босфоре).

Имеем «идеальную» математику: C&F-Египет 256 $/т - 16 $/т (фрахт) - 10 $/т перевалка на судно = 230 $/т CPT-Одесса.

Но у нас полномасштабная война с россией, которая запугивает участников агробизнеса своими атаками портовой инфраструктуры. Это уменьшает количество судовладельцев, готовых рисковать экипажем и судном, поэтому их нужно "заманивать" вознаграждениями за военные риски. Из-за этого фрахта из Одессы можно быть в разы дороже, чем с Констанции — 40 $/т против 16 $/т. Перевалка в Одессе также дороже часа, когда все работало как часы, все причалы были расписаны на неделе вперед, а зерно накапливалось на припортовых элеваторах. Сейчас все это — риск, вызванный террором России. Так что постоянных затрат много, а поток судов и меры безопасности ограничивают загруженность терминалов. Поэтому перевалка значительно дороже и сейчас стоит около 27 $/т. На разных стадионах логистической цепочки операторы составляют рынок себе прибыль.

Поэтому вместо идеальных 230$/т сейчас имеем следующую математику: C&F-Египет 256$/т - 40$/т (фрахт) - 27+$/т перевалка на судно - 12$/т другие операторы рынка = 177$/т CPT -Одесса.

На такие цены можно рассчитывать, если морские порты зарабатывают хотя бы на уровне, которые были прошлой осенью (с зерновым коридором). Пока из портов получилось мало судов и это только первые шаги, а не полноценная работа портов, так что все касательные затраты значительно выше, что и будет отражаться на более низких закупочных ценах. Однако уже вчера и сегодня видели цены, которые фермерам из центральных областей Украины выглядят гораздо более интересными, чем при постановке на Дунай или Констанцу.