Мы участвуем
ru

Форма поиска

Обращение Общественного совета при Министерстве финансов Украины

21 сентября
2023

Обращение Общественного совета при Министерстве финансов Украины к Председателю ВРУ Руслану Стефанчуку с призывом не направлять Законопроект № 5420 в предложенной редакции на второе чтение.

 

Общественный совет при Министерстве финансов Украины обратился к Председателю Верховной Рады Украины Руслану Стефанчуку по поводу рассмотрения проекта Закона Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно криминализации контрабанды товаров и подакцизных товаров, а также недостоверного декларирования товаров», зарегистрированного в Верховной Раде Украины 23.04.2021 под №5420.

Законопроектом № 5420 предлагается путем внесения изменений в Уголовный кодекс Украины и Уголовный процессуальный кодекс Украины криминализировать:

- перемещение через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с утаиванием от таможенного контроля, товаров;

- перемещение через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с утаиванием от таможенного контроля, подакцизных товаров (кроме электрической энергии).

В частности, предлагается дополнить новыми статьями 2013 Контрабанда товаров, 2014 Контрабанда подакцизных товаров.

В случае принятия Законопроекта №5420 в предлагаемой редакции правоохранительные органы получат неограниченные возможности уголовно-правового давления на любого субъекта ВЭД и таможенников, которые могут реально «ходить под статью» о незаконном перемещении товаров, независимо от наличия таких объективных признаков и составляющих уголовного правонарушения как умысел, покушение, цель, подготовка к совершению правонарушения и так далее.

Итак, по непонятным причинам, в законопроекте деяния, направленные на уклонение от уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу Украины, признаны существенно более общественно опасными, чем уклонение от уплаты «внутренних» налогов.

Таким образом, мы получим резкое увеличение коррупционных рисков и законные рычаги противоправного давления на белый бизнес, который в условиях войны и тотальной презумпции виновности будет вынужден сворачивать свою деятельность.

Мы наблюдаем нарушение прав субъектов ВЭД (при определении таможенными органами таможенной стоимости товаров, кода товаров, составление протоколов в судебном порядке отменяются) и отсутствие действенных механизмов возмещения причиненного вреда и ответственности должностных лиц органов властных полномочий.

Принятие изменений в законодательство в таком виде приведет к напряжению в обществе. Сейчас, во время военного положения вынесение этого законопроекта для голосования преждевременно. Для понимания баланса ответственности как со стороны граждан, так и со стороны должностных лиц государственных органов, изменения в законодательство должны вноситься вместе с изменениями ответственности чиновников за принятие незаконных решений. В противном случае мы будем наблюдать безответственность и безнаказанность чиновников, и в то же время – несоразмерная ответственность физического лица перед законом.

По нашему глубокому убеждению, именно бездействие и безответственность правоохранительных и антикоррупционных органов приводит к наличию в обществе таких позорных явлений как контрабанда.

Учитывая вышеизложенное, обращаемся к Председателю ВРУ Руслану Стефанчуку, Председателю Комитета ВРУ по вопросам правоохранительной деятельности с призывом не направлять Законопроект № 5420 в предложенной редакции на второе чтение.

https://www.facebook.com/photo?fbid=791120973022455&set=pcb.790941986373687