
На грузовой границе – снова многолюдно! Но дальнобойщики метят не в Европу.
Накануне выходных Беларусь приняла ответные меры на запрет Евросоюза, связанный с передвижением белорусских и российских грузоперевозчиков по территории ЕС. С севера 16 апреля европейским перевозчикам запретили перемещение через таможенную границу ЕАЭС. Ограничения перевозок не коснулись тех транспортных средств, которые перевозят почту и живых животных. У фур, успевших въехать до 16 апреля, есть неделя в запасе, чтобы выехать обратно.
Однако это совсем не означало, что поток грузов через границу снизился. Просто порядок будет другим. Теперь европейским перевозчикам разрешено пересекать границу с Беларусью и доезжать до установленных мест, где будет производиться перецепка, перегрузка или перевалка грузов в машины белорусских и российских фирм. Государственный таможенный комитет определил 14 таких точек на границе. К брестским "Козловичам" привязаны два из них: транспортно-логистические центры "Брест-Белтаможсервис" (ул. Лейтенанта Рябцева, 45А) и "Брест-Белтаможсервис-2" (наряду с ЧП "Козловичи"). В перспективе ГТК по согласованию с Минтрансом сможет определять и другие места для перецепок, в случае необходимости.
В минувшие выходные у наших западных соседей была отмечена светлым праздником католической Пасхи, поэтому активность грузоперевозок не была слишком высокой. Но с понедельника движение пошло. Корреспондент «Вечерки» отправился в «Козловичи» и прилегающий к ним транспортно-логистический центр, чтобы узнать, как это выглядит.
На подъезде к пограничному переходу – снова очереди в два ряда. Пока не очень длинные, «хвост» не добрался Клейников, видели мы и больше. Но, что любопытно, машины стоят не на пересечение границы. Туда как раз проезжают быстро. Большинство фур – и европейских, и белорусских, и на российских номерах – ждет свою очередь в ТЛЦ. Кто разгружает здесь товар, кто забирает – и этот процесс продолжается очень активно. Видно, что для самих перевозчиков он пока новинка: здесь и другая схема оформления документов, и пока не до конца отшлифованная схема «один разгрузил – другой забрал». Иногда забиваются все полосы в сторону Козловичей – приходится подключаться к делу инспектору ГАИ и увольнять проезд. Водители – белорусы, россияне и поляки – активно общаются между собой. Видно, что такая схема погрузки-разгрузки им не очень нравится – раньше было проще, когда груз все время в твоем полуприцепе. Но настроение лучше, чем неделю назад. Когда Евросоюз объявил о санкциях, казалось, что можно остаться без работы.
Мы же вместе с начальником Брестской таможни Сергеем Якутой вникаем в новую специфику перевозок.
– С 16 апреля транспортные средства, зарегистрированные на территории Евросоюза и осуществляющие международные перевозки грузов, могут направляться в Беларусь через определенные пункты пропуска в установленные места для осуществления грузовых операций по перецепке, перевалке или перегрузке. В целом в Беларуси таких мест 14, из них восемь – это зоны таможенного контроля в транспортно-логистических центрах, а шесть – зоны ожидания, – отмечает Сергей Николаевич. – В ТЛЦ у нас организованы все необходимые мероприятия по перегрузке, перевалке или перецепке транспортных средств. Выглядит это так. Например, польский перевозчик загрузил иностранный товар в адрес белорусского получателя в Минской области. При помещении товара под процедуру таможенного транзита в пункте пропуска Козловичи ему предлагается проехать в ближайший ТЛЦ для осуществления грузовых операций. Транспортное средство прибывает в ТЛЦ. У получателя товара можно сразу провести таможенную очистку этого товара, т.е. предоставить импортную декларацию, заплатить все необходимые платежи и выпустить товар в свободное обращение на территории Беларуси. Есть также возможность у польского перевозчика, чтобы не возвращаться домой пустым, загрузить белорусский экспортный груз или забрать наш белорусский полуприцеп с грузом и доставить его европейским получателям.
Грузовые операции, по словам Сергея Якуты, остаются на усмотрение самих перевозчиков. Кому удобнее производить перецепку, т.е. менять тягач европейского перевозчика на белорусский или русский, те просто оставляют в ТЛЦ полуприцеп, и груз его не оставляет. Перегрузка соответственно предполагает, что на границу приедет пустая фура – и к ней сотрудники «Белмитсервиса» перевезут все содержимое из грузовика со смежной территории. Перевалка также предполагает перегрузку товаров, но с выдачей новых сопроводительных документов (например, с железнодорожного транспорта на автомобильный). «Здесь все зависит от того, как сработает наш бизнес, – отмечает начальник Брестской таможни. – Перецепка груза – безусловно, самый быстрый способ. Но решение остается за самими грузоперевозчиками».
Судя по первому дню действительно активной деятельности в ТЛЦ, востребованы пока все варианты перемещения грузов. У сотрудников Белмитсервиса хватает работы, а водители привыкают к новым реалиям. Такой вот калейдоскоп событий всего через неделю…