
Как прорвать блокаду черноморских портов Украины - мнение адмирала ВМС США
Адмирал в отставке Джеймс Ставридис о международном опыте, который может быть применен для деблокады украинского экспорта через порты Черного моря.
Джеймс Ставридис – отставной адмирал американских ВМС, за плечами которого такие позиции как главнокомандующий Южным командованием США (2006-2009), командующий Европейским командованием Вооруженных Сил США, Верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (2009-2010). В разные периоды службы Ставридис принимал участие в операциях по конвоированию нефтяных танкеров из Персидского залива и борьбе с пиратством у берегов Африки. Данный опыт адмирал предлагает применить и для деблокады украинских морских портов для доставки на внешние рынки украинской сельхозпродукции. Об этом он написал в своей колонке на Bloomberg, перевод которой приводит ЦТС.
В конце 80-х, когда я служил на ракетном эсминце, нам было поручено задание в Персидском заливе. Иран в разгар так называемой "танкерной войны" с Ираком пытался перекрыть жизненно важный для иракцев Ормузский пролив.
Остальному миру нужно было поддерживать поток нафты из Персидского залива, и было выбрано достаточно драматичное решение: сопровождать конвои нефтяных танкеров под флагом США.
Операция, получившая название Earnest Will, была в целом успешной и продолжалась с жаркого лета 1987 года до осени 1988 года (правда, в этот период произошла большая трагедия - крушение иранского авиалайнера, в результате которого погибло 290 человек). Earnest Will сохранила поток нефти и оставила иранцев рычагов воздействия на Ирак. Сопровождаемый нами (эсминцем, на котором служил Ставридис – ЦТС) крейсер Valley Forge успешно возвратился с миссии, которая, в свою очередь, оказала большое влияние на глобальную геополитику и поставки энергоносителей.
Поскольку сегодня мир сталкивается с нехваткой продовольствия из-за незаконной блокады портов Украины россией - США и их союзникам следует рассмотреть аналогичные меры.
Доля Украины на мировом рынке пшеницы значительна (примерно 7% мирового экспорта), равно как и на рынке подсолнечного масла и других важнейших сельскохозяйственных продуктов. Действия России не только незаконны с точки зрения международного права, но и вполне могут вызвать голод на Ближнем Востоке и в Северной Африке - и без того нестабильных, горячих точках.
Президент России Владимир Путин контролирует северную часть Черного моря, благодаря тому, что его флот, состоящий из более чем двух десятков крупных боевых кораблей, безусловно, является самым мощным в регионе. Имея 25 тыс. моряков, около 40 надводных боевых кораблей и 7 подводных лодок, флот представляет угрозу даже после утраты его флагмана - корабля класса "Слава" "Москва" в результате поражения украинской крылатой ракетой в апреле.
В то время, как у членов НАТО Турции, Румынии и Болгарии есть боеспособные силы в Черном море, у Украины практически не осталось военно-морского флота, чтобы бросить вызов российской блокаде. Россияне выстроились вдоль ее побережья и пытаются задушить экономику, не допуская поставок украинской сельскохозяйственной продукции на предназначенные для нее рынки.
Москва использует стратегию, напоминающую ту, которую применяли вооруженные силы Севера против аграрного Юга во время Гражданской войны в США. Морская часть "Плана Анаконды", названного в честь змеи, которая душит своих жертв до смерти, лишила Конфедерацию твердой валюты, препятствуя экспорту хлопка. Несколько европейских стран бросили вызов морской блокаде, но безрезультатно.
Путин копирует целые страницы из "пьесы" Линкольна, и это дает эффект. Теперь русские предложили переговоры, чтобы разрешить отгрузку украинского зерна в обмен на отмену западных санкций, на что США и их союзники не согласятся.
Что подводит нас к идее прорыва блокады путем сопровождения торговых судов. Первая наиболее очевидная задача - решить, кто будет сопровождать? Это может быть сделано под эгидой Организации Объединенных Наций, НАТО или коалиции стран, готовых предпринять столь провокационную и опасную миссию.
Наиболее вероятным подходом был бы последний, во главе с США и, вероятно, с участием Великобритании и Франции, а также, возможно, черноморских государств Турции, Румынии и Болгарии.
Второй задачей будет обезвреживание мин, потому что и украинцы, и россияне используют их, чтобы контролировать воды вдоль украинского побережья. Для таких целей у НАТО есть постоянная группировка тральщиков. Эта флотилия действует под командованием одного из моих преемников - Тода Уолтерса.
Третьей задачей является то, что страны, осуществляющие деблокаду, должны будут сотрудничать с основными странами-транзитерами и трейдерами, которые перевозят или приобрели зерно либо другую продукцию. Эта задача может быть решена с помощью Международной морской организацией (IMO). Являясь частью ООН, IMO играла аналогичную роль в международном реагировании на пиратство у берегов Африки в то время, когда я был командующим Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе (2009-2013 годы - ЦТС).
Операция, вероятно, потребует смены флагов некоторых торговых судов на флаги тех стран, которые участвуют в операции, как это сделали США в Персидском заливе.
Наконец, перед нами стоит задача проинформировать россию об этом плане и убедиться, что она понимает, что коалиция, которая будет проводить операцию, не потерпит никакого вмешательства - но также и не желает вступать в бой с Черноморским флотом рф. Москва, скорее всего, будет протестовать, но сама идея нападения на военные корабли НАТО в международных водах выглядит маловероятной. Если, несмотря ни на что, россияне сделают что-нибудь глупое, ответом на это будет пропорциональное применение силы.
Мы достигли переломного момента: поставки зерна прекращены, украинская экономика разорена, грядущего продовольственного кризиса нужно избежать. Западным союзникам стоит присмотреться к подходу в стиле операции Earnest Will. Попустительство в отношении действий Путина в открытом море не может продолжаться.