27 апреля
2021
Центр по упрощению процедур торговли и электронных деловых операций
Двадцать седьмая сессия
Женева, 19-20 апреля 2021 года
Доклад Центра по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН) о работе его двадцать седьмой сессии
1. Центр Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН) провел свою двадцать седьмую пленарную сессию в смешанном формате с виртуальным и личным участием 19-20 апреля 2021 года.
2. На сессии были представлены следующие страны: Австралия, Алжир, Афганистан, Вьетнам, Германия, Индия, Испания, Италия, Катар, Китай, Конго (Республика), Кыргызстан, Марокко, Монголия, Нидерланды, Португалия, Российская Федерация, Сенегал, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Украина, Финляндия, Швеция, Япония. Также присутствовали представители Европейского союза.
3. В работе сессии приняли участие следующие организации системы Организации Объединенных Наций: Отдел устойчивого транспорта ЕЭК ООН, Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). В совещании приняла участие следующая неправительственная организация: Международное бюро по контейнерам (МБК) (МБК) и Глобальные стандарты - 1 (GS1).
4. Работу сессии открыла Директор Отдела экономического сотрудничества и торговли Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН). Она подчеркнула многочисленные достижения СЕФАКТ ООН, особенно после последней Пленарной сессии, и поблагодарила экспертов, Бюро и секретариат за их вклад в работу. Она подчеркнула большую актуальность таких итоговых документов, включенных в повестку дня этой Пленарной сессии, как Рекомендация по преодолению последствий стихийных бедствий, электронные итоговые документы, способствующие дематериализации торговых процессов (вклад в более широкое реагирование ООН на КОВИД), и Призыв к действиям по переходу к цифровой трансформации. Она также отметила вклад СЕФАКТ ООН в переход к циркулярной экономике, являющийся темой 69-й сессии Комиссии ЕЭК ООН, при этом особенно актуальной является работа по обеспечению прослеживаемости и транспарентности в секторе одежды и обуви.
Директор отметила важность работы по наращиванию потенциала, которая была проделана специально для стран-бенефициаров из Центральной Азии. В отношении дальнейших действий Директор подчеркнула важность обеспечения постоянной актуальности СЕФАКТ ООН, и обратила внимание на необходимость рассмотрения триединой задачи, заключающейся в определении приоритетов в направлениях работы; обеспечении надлежащей ресурсной базы; и укреплении коммуникаций.
5. Председатель СЕФАКТ ООН приветствовала делегатов и подчеркнула, что работа СЕФАКТ ООН и непосредственно, и косвенно способствует устойчивому развитию, в частности работа СЕФАКТ ООН в области дематериализации, направленная на устранение человеческих контактов и обеспечение возможности повторного использования данных при помощи семантических моделей данных, что крайне важно в контексте пандемии. Она подчеркнула, что подход к работе над новыми темами, такими как устойчивость, должен осуществляться в дополнение к уже проводимой работе по упрощению процедур торговли и стандартам электронных деловых операций. Она приветствовала признание в прессе того факта, что часть нашей работы получает признание, и напомнила о том, что существует множество неявных инициатив, которые не всегда получают широкое общественное признание, но которые имеют решающее значение для результатов работы СЕФАКТ ООН, в частности - поддержка и обслуживания библиотек и данных.
II. Утверждение повестки дня (Пункт 1 повестки дня)
6. Секретариат проинформировал пленарную сессию о том, что в проект повестки дня ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/1 были внесены поправки, и представил пересмотренный проект повестки дня в документе ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/1/Rev. 1.
Решение пленарной сессии 21-01: Пленарная сессия утвердила аннотированную предварительную повестку дня двадцать седьмой сессии (ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/1/Rev. 1).
III. Выборы (Пункт 2 повестки дня)
7. Секретариат представил существующие процедуры выборов на должность Председателя СЕФАКТ ООН на последующий трехлетний период. В соответствии с разделом Е "Сводного мандата и круга ведения Центра Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН)" (ECE/TRADE/C/CEFACT/2017/15) о проведении выборов было объявлено 18 января 2021 года, а крайним сроком, для представления материалов в секретариат соответствующими постоянными представительствами в Женеве, была установлена дата не позднее 5 марта 2021 года. Информация о кандидате была объявлена главам делегаций 8 марта 2021 года. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии выдвинуло г-жу Сью Проберт на должность Председателя СЕФАКТ ООН на период 2021-2024 годов.
Решение пленарной сессии 21-02: Пленарная сессия путем аккламации избрала г-жу Сью Проберт Председателем СЕФАКТ ООН на период 2021-2024 годов.
8. Секретариат представил существующую процедуру избрания региональных докладчиков на последующий двухлетний период. В соответствии с разделом G "Сводного мандата и круга ведения Центра Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН)" (ECE/TRADE/C/CEFACT/2017/15) о проведении выборов было объявлено 19 января 2021 года, а крайним сроком для выдвижения кандидатур в секретариат была установлена дата не позднее 5 марта 2021 года. Г-н Мор Талла Диоп выдвинул свою кандидатуру на должность Регионального докладчика СЕФАКТ ООН по региону Африки на период с 2021 по 2023 год. Г-н Хисанао Сугамата выдвинул свою кандидатуру на должность Регионального докладчика СЕФАКТ ООН по Азиатско-Тихоокеанскому региону на период 2021-2023 годов.
Решение пленарной сессии 21-03: Пленарная сессия путем аккламации избрала г-на Мор Талла Диопа Региональным докладчиком СЕФАКТ ООН по Африканскому региону и г-на Хисанао Сугамату Региональным докладчиком СЕФАКТ ООН по Азиатско-Тихоокеанскому региону.
IV. Вопросы, которые возникли после двадцать шестой сессии (Пункт 3 повестки дня)
9. Секретариат представил документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/3, Вопросы, которые возникли после двадцать шестой сессии. В документе кратко представлены пять ключевых тем, которые поддерживают усилия, направленные на устойчивое, инклюзивное и эластичное восстановление после пандемии КОВИД-19.
a) Цифровая трансформация и дематериализация, которые подчеркивают:
- Важность переосмысления делового процесса при переходе от бумажного документооборота к цифровому;
- Широкий спектр результатов, уже достигнутых СЕФАКТ ООН (таких как модель "Покупка - Поставка - Оплата", Семантическая библиотека ключевых компонентов, Справочные модели данных, сотни стандартов электронных деловых операций и методических документов, непосредственно связанных с улучшением процесса восстановления); и
- Повторное использование этих разработок в других международных организациях (таких как Международная морская организация [ИМО], Международная организация по стандартизации [ИСО], Международная организация глобальных стандартов-1 [GS1], Международная организация гражданской авиации [ИКАО] и другие).
б) Устойчивые сети создания стоимости, которые подчеркивают:
- Важность автоматизированного регулятивного контроля в трансграничной торговле сельхозпродукцией и продуктами животного и растительного мира;
- Результаты, разработанные СЕФАКТ ООН в этой области (такие, как "eCert", "eQuality", а также предстоящая работа над другими электронными сертификатами); и
- Совместные мероприятия в области электронного обмена разрешениями CITES, в частности, в поддержку проекта TRACES EC, как компонента eCITES и подключения к нему администраций стран, не являющихся членами ЕС.
в) Устойчивые сети создания добавленной стоимости в швейном и обувном секторе, которые подчеркивают:
- Возрастающий интерес, все чаще проявляемый потребителями, к более экологическому и этически осознанному выбору своей одежды и обуви, и то значение, которое директивные органы придают вопросам устойчивости и циркулярности;
- Инструменты, разработанные в поддержку этой области (такие, как политические рекомендации, руководящие принципы осуществления, технические стандарты и призыв к действию); и
- Экспериментальный проект по созданию цепей поставок в хлопковой отрасли с использованием технологии блокчейн и при участии многих заинтересованных сторон и стран.
г) Передовые технологии, которые подчеркивают:
- Возрастающее значение передовых технологий в свете пандемии КОВИД-19; и
- Руководство, разработанное в поддержку применения передовых технологий для преодоления перебоев, вызванных пандемией, и в поддержку перехода к экономике с более замкнутым циклом.
д) Наращивание потенциала, которое подчеркивает;
- Реформы в области упрощения процедур торговли для многих стран могут представлять сложности;
- Поддержку, оказанную Грузии, Казахстану, Республике Северная Македония, Украине и Кыргызской Республике с целью оказать поддержку в осуществлении Соглашения об упрощении процедур торговли (СУПТ) Всемирной торговой организации (ВТО); и
- Продолжающееся сотрудничество между региональными комиссиями Организации Объединенных Наций при подготовке четвертого Глобального обзора о содействии цифровой трансформации и устойчивой торговле 2021 года, и в усилиях, направленных на улучшение при восстановлении после пандемии КОВИД-19.
10. Региональный советник представил краткий доклад о своей деятельности, изложенный в документе ECE/TRADE/CEFACT/2021/INF.1. Его работа в поддержку осуществления упрощения процедур торговли и стандартов СЕФАКТ ООН была сосредоточена на двух областях:
- Оказание помощи странам - прежде всего в рамках Специальной программы Организации Объединенных Наций для экономик Центральной Азии (СПЕКА) - в осуществлении СУПТ ВТО, в частности в отношении применения стандартов, процедур рационализации, системы "единого окна" и национальных органов по упрощению процедур торговли.
- Активизация, в рамках межучережденческого проекта Счета развития Организации Объединенных Наций (СРООН), внедрения семантических стандартов и справочных моделей данных СЕФАКТ ООН с целью ограничения воздействия пандемии КОВИД-19 на связуемость, торговлю и перевозки.
11. Секретариат также сообщил о своем непосредственном участии в проекте ЕЭК ООН "Устойчивая мобильность и "умная" связь". Резюме этого документа было доведено к сведению делегаций в документе ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/INF.2. Полный текст публикации будет распространен после окончания сессии Комиссии ЕЭК ООН 20-21 апреля 2021 года. Деятельность СЕФАКТ ООН хорошо освещена в этом документе, а дальнейшее использование инструментов СЕФАКТ ООН является неотъемлемой частью рекомендаций.
12. Делегация Украины выразила благодарность г-же Элизабет Тюрк, Директору Отдела экономического сотрудничества и торговли ЕЭК ООН, секретариату и Региональному советнику за их работу, а также за начало осуществления экспериментального проекта по дематериализации вдоль транспортного коридора Балтийское море - Днепр - Черное море - Дунай. Этот пример использования демонстрирует эффективность применения стандартов СЕФАКТ ООН при мультимодальных перевозках. При содействии секретариата, Украина смогла также продолжить работу Национального органа по упрощению процедур торговли в новом формате.
Решение пленарной сессии 21-04: Пленарная сессия приняла к сведению доклады по вопросам, которые возникли после 26-й сессии, и просила секретариат представить впоследствии доклад по вопросам, которые возникнут к следующей пленарной сессии в 2022 году.
V. Обзор изменений в Бюро (Пункт 4 повестки дня)
13. Бюро проинформировало о своей новой структуре после выборов заместителей Председателя Бюро в июне 2020 года и о текущих изменениях в рамках СЕФАКТ ООН, изложенных в документах ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/4 и ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/4/Add. 1. В настоящее время существует четыре области программ развития (ОПР). В июле 2020 года были назначены восемнадцать координаторов доменов; один координатор домена вышел на пенсию в феврале 2021 года, а два координатора были назначены период оставшегося срока полномочий. В течение этого периода в Бюро поступило 16 обращений, и было принято 102 решения. СЕФАКТ ООН был официально представлен на пятидесяти восьми мероприятиях. Один заместитель Председателя должен был временно приостановить свои полномочия, и Бюро просило бывшего заместителя Председателя, отвечающего за эту область, временно взять на себя функции "исполняющего обязанности заместителя Председателя".
14. Два заместителя Председателя, отвечающие за ОПР международных торговым процедурам, доложили о:
- Завершении работы по трем рекомендациям по упрощению процедур торговли и обновлении двух рекомендаций по спискам кодов; и
- Находящейся на рассмотрении предстоящей работе (справочник по вовлечению частного сектора работу по мерам по упрощению процедур торговли; пересмотр Рекомендации № 18 Меры по упрощению процедур международной торговли, методология оценки эффективности "единого окна" и руководство по взаимосвязи между "единым окном" и передовыми технологиями).
15. Три заместителя председателя, отвечающие за ОПР международной цепи поставок, сообщили о том, что:
- Была завершена работы над одной рекомендацией по упрощению процедур торговли, одной "белой книги" и ряда стандартов электронных деловых операций;
- Текущая работа над проектами продолжается в следующих направлениях: один проект в домене Бухгалтерского учета и аудита, четыре в домене управления цепями поставок и закупок, три в домене Транспорта и логистики, два в домене Путешествий и туризма и по одному в домене Финансов и платежей и в домене Страхования; и
- Обсуждается вопрос о предстоящей работе (внедрение секторальных Справочных моделей данных).
16. Два заместителя председателя, отвечающие за ОПР в Регуляторной деятельности и э-Правительства доложили о:
- Завершении разработки одной рекомендации и двух стандартов электронных деловых операций;
- Текущие активные проекты включают в себя четыре в домене э-управления данными, два в домене сельского хозяйства, рыбного промысла и агропищевой промышленности, один в домене Трансграничного управления и один в домене Экологии; и
- На рассмотрении находится вопрос последующей работы (искусственный интеллект в области упрощения процедур торговли, руководящие принципы информационной безопасности, электронное нотариальное заверение, руководящие принципы относительно информационно-коммуникационных технологий, основанных на стандартах, цифровые коридоры для стран, не имеющих выхода к морю, и взаимное признание уполномоченных экономических операторов на основе блокчейн).
17. Заместитель Председателя ОПР по вопросам методологии и технологии представил доклад о:
- Своевременном завершении работы над всеми библиотеками и справочниками, одним руководством и двумя стандартами в области электронных деловых операций;
- текущих активных проектах, включающих два проекта по подготовке справочников и пособий; и
- На рассмотрении находится вопрос последующей работы (техническая спецификация для разработки прикладного программного интерфейса [API] в качестве инструмента СЕФАКТ ООН).
18. Делегация Нидерландов подчеркнула важность документирования данных и статистики о влиянии и использовании стандартов СЕФАКТ ООН для более наглядной демонстрации работы всех государств-членов и постоянных представительств.
19. Делегация Украины отметила ценность стандартов СЕФАКТ ООН в области электронных деловых операций, в частности стандартов для электронных деловых операций для торговли при международных перевозках и экспедировании грузов, что способствует сокращению количества личных контактов в целях преодоления нынешней пандемической ситуации. Украина использует и развивает эти стандарты в рамках проекта транспортного коридора Балтийское море - Днепр - Черное море - Дунай, который связывает Украину со многими соседними странами-партнерами.
Решение пленарной сессии 21-05: Пленарная сессия приняло к сведению обзор Бюро последних изменениях и просило Бюро вновь представить доклад о последних изменениях в 2022 году.
VI. Доклады докладчиков (Пункт 5 повестки дня)
20. Региональные докладчики представили свой доклад, содержащийся в документе ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/5.
a) Докладчик по региону Африки к югу от Сахары сообщил о влиянии пандемии КОВИД-19 на запланированные события в регионе (большинство из них было отменено). Африканский альянс за развитие электронной торговли (ААРЭТ) организовал специальный вебинар по вопросу помощи "единого окна" в противодействии пандемии.
Началось обсуждение вопроса об африканском электронном паспорте здоровья. В регионе ведется работа по разработке дематериализованного сертификата о происхождении. Докладчик подчеркнул важность информационного портала по вопросам торговли, определенного в качестве важного инструмента для африканского региона.
b) Докладчик по Азиатско-Тихоокеанскому региону сообщил, что Азиатско-тихоокеанский совет по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (АФАКТ) изучил взаимосвязь между платформами электронной торговли и таможенными процедурами/документацией. За прошедший год были вручены награды за разработанные в регионе решения, которые демонстрируют направления для упрощения и рационализации торговых процедур при помощи цифровизации и прочной связью с Повесткой дня в области устойчивого развития до 2030 года. Далее сообщалось, что Экономическая и социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) разработала интерактивное руководство для оказания странам поддержки в проведении самооценки правовой и технической готовности к трансграничной безбумажной торговле. Рамочное соглашение ЭСКАТО об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе" вступило в силу 20 февраля 2021 года; в докладе подчеркивается прогресс в деле ратификации этого соглашения.
c) Докладчик по региону Ближнего Востока и Северной Африки доклад не представил.
Решение пленарной сессии 21-06: Пленарная сессия приняла к сведению доклады региональных докладчиков СЕФАКТ ООН по странам Африки к югу от Сахары и Азиатско-Тихоокеанского региону и просила представить доклады на следующей пленарной сессии в 2022 году.
VII. Рекомендации и стандарты (Пункт 6 повестки дня)
21. Секретариат представил документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/6, Рекомендация №38: Информационные порталы по торговле, представленный на утверждение пленарной сессии. В этом документе содержатся разъяснения о том, как создать такой портал, какой информацией следует обмениваться и как управлять такими средствами, которые обобщают и публикуют положения о трансграничном регулировании. Было подчеркнуто, что этот проект планируется продолжить, с тем, чтобы предложить стандарт электронных деловых операций, связанный с такими объектами. Председатель поблагодарила Руководителя проекта и проектную группу за их постоянную напряженную работу.
22. Делегация Российской Федерации подчеркнула, что ими будет рассмотрена эта рекомендация, так как они обновляют свой существующий торговый портал. Она призвала проектную группу скорее завершить работу над стандартом электронных деловых операций, с тем, чтобы его можно было включить в национальный процесс обзора.
Решение пленарной сессии 21-07: Пленарная сессия утвердила Рекомендацию № 38 ЕЭК ООН: Информационные порталы по вопросам торговли (ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/6).
23. Секретариат представил документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/7,
Рекомендация №44: Меры по упрощению трансграничных процедур для оказания помощи в случае стихийных бедствий, представленную на утверждение Пленарной сессии . В этой рекомендации излагаются основные соображения, и практика осуществления мер по обеспечению готовности в целях содействия значительному притоку гуманитарной помощи после стихийного бедствия. Она сосредоточена на мерах по ввозу, транзиту и временному допуску товаров и оборудования для оказания чрезвычайной помощи в течение первых пятнадцати дней после внезапного начала стихийного бедствия. Председатель поблагодарила Руководителя проекта, проектную группу, а также Управление Организации Объединенных Наций по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) и другие участвующие учреждения за их напряженную работу.
Решение пленарной сессии 21-08: Пленарная сессия приняла Рекомендацию № 44 ЕЭК ООН: Меры по трансграничному упрощению процедур оказания помощи в случае стихийных бедствий (ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/7).
24. Секретариат представил документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/8,
Рекомендация №45: Минимальные стандарты для судовых агентов и судовых брокеров, представленный на утверждение Пленарной сессии . Эта рекомендация является обновленной версией рекомендации 1988 года, опубликованной Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД). В ней содержатся рекомендации и минимальные стандарты для профессий судовых агентов и судовых брокеров, и она может служить основой для правительств и поставщиков услуг по агентированию и брокерскому обслуживанию судов. Председатель поблагодарила руководителя проекта и группу по проекту за их напряженную работу.
Решение пленарной сессии 21-09: Пленарная сессия утвердила Рекомендацию №45 ЕЭК ООН: Минимальные стандарты для судовых агентов и судовых брокеров (ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/8).
25. Секретариат представил документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/9,
Рекомендация №47: Ответные меры в сфере торговли в связи с пандемическим кризисом, представленный на утверждение пленарной сессии. Как показала пандемия КОВИД-19, некоторые меры, принятые для сокращения распространения болезни, оказали негативное влияние на торговые потоки и потенциально могут оставить неизгладимый след на глобальной экономике. В этой рекомендации изложены меры по смягчению неблагоприятного воздействия пандемии на торговые потоки. Председатель поблагодарила руководителя проекта, проектную группу, а также ЮНКТАД и Центр по международной торговле за их напряженную работу.
26. Делегация Российской Федерации поблагодарила СЕФАКТ ООН за ценную работу, представленную в пункте 6 повестки дня. Она отметила, что предлагаемая Рекомендация № 47 является всеобъемлющим документом, предусматривающим системные меры, и высоко оценила оперативность, с которой этот проект был завершен.
Решение пленарной сессии 21-10: Пленарная сессия приняла Рекомендацию № 47 ЕЭК ООН: Меры реагирования на пандемические кризисы, связанные с торговлей (ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/9).
27. В рамках пункта 6b повестки дня Секретариат представил результаты работы по информационным продуктам в поддержку экономики замкнутого цикла:
- На утверждение пленарной сессии был представлен документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/10, Рекомендация № 46: Улучшение транспарентности и отслеживаемости устойчивых цепей поставок в швейной и обувной промышленности. В ней создан механизм, позволяющий правительствам и отраслевым предприятиям принимать решения с учетом риска, преодолевать информационную асимметрию, поддерживать связи и обеспечивать подотчетность в отношении требований об устойчивости, предоставляя набор согласованных на международном уровне методов для согласованного сбора и передачи данных для прослеживания и отслеживания материалов, продуктов и процессов на протяжении всей цепи поставок.
- Документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2020/6/Rev.1 "Призыв к действию в связи с рекомендацией № 46" был представлен пленарной сессии для одобрения. Этот призыв к действию был поддержан Пленарной сессией на ее двадцать шестой сессии. Этот пересмотренный вариант представлен в окончательной редакции после завершения работы над Рекомендацией; были внесены некоторые незначительные изменения в терминологию и небольшие изменения в шаблон на основе материалов, представленных в период публичного обсуждения Рекомендации. В этом призыве к действиям участникам швейной и обувной промышленности предлагается принять меры по ускорению обеспечения устойчивости и цикличность цепей поставок в отрасли.
- Документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/11, Резюме для директивных органов: улучшение транспарентности и отслеживаемости устойчивых цепей поставок в швейной и обувной промышленности и документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/INF.3, Доклад — Повышение устойчивости и циркулярности в швейной и обувной промышленности: политические изменения в отношении отслеживаемости и транспарентности: Пленарной сессии были представлены для информации изменения политики в области отслеживаемости и прозрачности. В этих документах представлены результаты анализа политики, положений, руководящих принципов и инициатив по данному вопросу. В резюме представлены основные выводы.
- Пленарной сессии в документе ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/12 для информации была представлена Аналитическая записка — Использование потенциала технологии блокчейн для обеспечения должной осмотрительности и устойчивости в цепи поставок в секторе хлопка.
- Председатель поблагодарила руководителя проекта и проектную группу за их напряженную работу. Председатель предложила делегациям призвать свои организации и учреждения направить свои обязательства в отношении действий с использованием прилагаемого шаблона.
28. Делегация Нидерландов отметила, что производство реализуемых товаров от сырья до готовой продукции требует сотрудничества во всем мире, и напомнила о сложности цепей поставок и необходимости отслеживания компонентов продукции. Она также подчеркнула, что повышение степени отслеживаемости в отношении того, как, где, кем и когда производится продукция, может способствовать прогрессу в деле обеспечения цикличности и большей устойчивости. Она отметила далее, что, как представляется, существует синергия между этим проектом и работой по обеспечению прослеживаемости в области транспорта и логистики.
29. Делегация Российской Федерации выразила свою полную поддержку предложенной Рекомендации №46 и соответствующего Призыва к действиям. Она отметила важность международных стандартов для повышения прослеживаемости и прозрачности цепей поставок и предложила далее распространить эту работу на другие сектора, такие как фармацевтика и медицинское оборудование.
Решение пленарной сессии 21-11: Пленарная сессия приняла Рекомендацию №46 ЕЭК ООН: Повышение прозрачности и отслеживаемости устойчивых цепей поставок в швейной и обувной промышленности (ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/10).
Решение пленарной сессии 21-12: Пленарная сессия одобрила Призыв к действиям в связи с рекомендацией №46: Повышение прозрачности и отслеживаемости устойчивых цепей поставок в швейной и обувной промышленности (ECE/TRADE/C/CEFACT/2020/6/Rev.1).
Решение пленарной сессии 21-13: Пленарная сессия приняла к сведению Резюме для директивных органов: улучшение транспарентности и отслеживаемости устойчивых цепей поставок в швейной и обувной промышленности (ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/11), Доклад — Повышение устойчивости и циркулярности в швейной и обувной промышленности (ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/INF.3) и Аналитическую записку — Использование потенциала технологии блокчейн для обеспечения должной осмотрительности и устойчивости в цепи поставок в секторе хлопка. (ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/12).
30. Председатель объявила, что после последней пленарной сессии и в соответствии с согласованными процедурами секретариат издал соответствующие документы:
- Версии D.20A и D.20B Справочника ЭДИФАКТ ООН
- Версии 2020-1 и 2020-2 Справочника Организации Объединенных Наций по торговле и транспортным районам (ЛОКОД ООН).
- Версии D.20A и D.20B Библиотеки ключевых компонентов СЕФАКТ ООН.
- Версии D.20A и D.20B библиотеки XML-схем СЕФАКТ ООН.
- Версию 1.0 международного стандарта электронных деловых операций в области международных экспедиторских и транспортных услуг
- Версию 1.0 Стандарта электронных деловых операций в отношении межотраслевого экспортного упаковочного листа
- Версию 1.0 Стандарта электронных деловых операций в отношении Системы быстрого оповещения о качестве продуктов питания и кормов (СБОПК) (RASFF).
- Версию 1.0 Стандарта "Прослеживаемость и прозрачность в текстильной и кожевенной промышленности, часть 1: Модель данных и высокоуровневых процессов"
- Версию 1.0 Стандарта "Прослеживаемость и прозрачность в текстильной и кожевенной промышленности, часть 2: Сценарии использования и структуры данных ККДКК (CCBDA)"
- Версию 1.0 Стандарта электронных деловых операций для конкретных видов транспорта и логистики (железнодорожных, морских и внутренних водных путей)
- Версию 1.0 технической спецификации Обмена конверта заголовка (XHE)
- Версию 1.0 Стандарта электронных деловых операций для междоменных приложений «Ошибка и подтверждение»
- Версию 1.0 Руководства по конструированию сообщений для сборки деловой документации по ключевым компонентам
- Версию 1.0 Руководство по внедрению стандарта СЕФАКТ ООН по санитарным и фитосанитарным мерам
- Приложение II (Кодовые элементы, перечисленные по наименованиям единиц измерения) и приложение III (Кодовые элементы, перечисленные по общим кодам) к Рекомендации №20 ЕЭК ООН, касающейся кодов для единиц измерения, используемых в международной торговле
Приложение к Рекомендации ЕЭК ООН №23: «Код фрахтовых расходов — КФР: согласование описания фрахтовых расходов и других сборов»
- Председатель выразила признательность группам экспертов по техническим вопросам и вопросам электронных деловых операций, которые разрабатывают и поддерживают эти стандарты и технические спецификации.
31. Делегация Российской Федерации отметила важность стандартов электронных деловых операций СЕФАКТ ООН для российского делового сообщества. Она призвала СЕФАКТ ООН продолжать разрабатывать и поддерживать свои стандарты на своевременной основе.
Решение пленарной сессии 21-14: Пленарная сессия приняла к сведению стандарты и технические спецификации, представленные Председателем, и просила продолжать их обновление на регулярной основе.
32. Председатель представила документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/13 Призыв к действиям для улучшения цифровизации на основе использования стандартов СЕФАКТ ООН, который был представлен Пленарной сессии на одобрение. Упомянутый призыв к действиям опирается на опыт более чем пятидесятилетней работы по развитию как в рамках СЕФАКТ ООН, так и его предшественников и касается всех итоговых результатов деятельности СЕФАКТ ООН. В этом призыве к действиям участникам электронного обмена данными предлагается принять меры для повышения операционной совместимости, качества данных и потенциального усиления интеграции внутри страны, региона, организации или между деловыми партнерами. Председатель предложила делегациям призвать свои организации и учреждения направить свои обязательства в отношении действий с использованием прилагаемого шаблона.
33. Делегация Испании поздравила СЕФАКТ ООН с инициативой "Призыв к действиям по цифровой трансформации". Это позволит получить отзывы об использовании стандартов СЕФАКТ ООН, и о преимуществах, которые они дают.
Решение пленарной сессии 21-15: Пленарная сессия утвердила Призыв к действиям для улучшения цифровизации на основе использования стандартов СЕФАКТ ООН (ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/13).
34. Секретариат представил другие вспомогательные материалы по осуществлению в рамках пункта 6d повестки дня:
- Пленарной сессии для принятия к сведению был представлен документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/INF.4 "Белая книга по интегрированной прослеживаемости и отслеживаемости для мультимодальной перевозки". В этом документе излагаются стандарты, необходимые для поддержки цифрового отслеживания для любого уни - или мультимодального способа перевозки. В нем предпринята попытка устранить недостатки, существующие в схемах идентификации, используемых для идентификации движения грузов и коммерческих систем. В рамках этого проекта будет продолжена разработка соответствующих стандартов электронных деловых операций в этой области.
- Пленарной сессии для принятия к сведению был представлен документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/14 "Краткие пояснения для руководителей в поддержку информационных продуктов СЕФАКТ ООН". В этом документе предлагаются три пояснения для руководителей по темам: Информационные порталы по вопросам торговли, межотраслевая группа стандартов цепей поставок, транспортных и логистических стандартов в поддержку восстановления после КОВИД-19. Это является продолжением решения пленарной сессии 16-08, направленного на более эффективное распространение информации о работе СЕФАКТ ООН среди высокопоставленных лиц, ответственных за принятие решений и разработку политики, с помощью пояснений для руководителей.
- Председатель поблагодарила соответствующих руководителей проектов и проектные группы за их напряженную работу.
35. Делегация Австралии поблагодарила СЕФАКТ ООН за работу в целом и конкретно за "Белую книгу" по интегрированной прослеживаемости и отслеживанию. Этот документ полностью поддерживает работу Австралии в области эффективности логистики, особенно в отношении возвращения порожних контейнеров во избежание заторов в торговых узлах.
36. Делегация GS1 поддерживает "Белую книгу интегрированной прослеживаемости и отслеживанию". Она ожидает следующих шагов в рамках проекта и особенно связей между различными уровнями идентификации логистических и торговых единиц.
Решение пленарной сессии 21-16: Пленарная сессия приняла к сведению Белую книгу по интегрированной отслеживаемости и отслеживанию смешанных перевозок (ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/INF.4) и Пояснения для руководства в поддержку информационных продуктов СЕФАКТ ООН (ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/14).
37. Секретариат представил документы, касающиеся поддержки укрепления потенциала и технического сотрудничества.
- Документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/INF.5, Учебные материалы по внедрению системы "единого окна", документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/INF.6, Учебные материалы по использованию международных стандартов, и документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/INF.7, Учебные материалы о национальных органах по упрощению процедур торговли были представлены пленарной сессии в порядке информации. Эти документы были разработаны в рамках внебюджетного проекта, направленного на оказание помощи странам в осуществлении требований СУПТ ВТО, особенно по этим темам, непосредственно связанным с результатами работы СЕФАКТ ООН.
- Пленарной сессии для информации был представлен документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/INF.8 "Руководство для национальных органов по упрощению процедур торговли по вопросам использования стандартов и инструментов СЕФАКТ ООН". Это руководство было разработано в рамках межучережденческого проекта СРООН, с тем, чтобы помочь этим органам вновь использовать стандарты, руководящие указания и рекомендации, разработанные СЕФАКТ ООН, в целях улучшения упрощения процедур торговли и оцифровки в целом.
- Документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/15, Региональный доклад о восстановлении экономики после пандемии COVID-19: электронная торговля и упрощение процедур торговли был представлен Пленарной сессии для информации. В этом докладе, являющемся частью межучережденческого проекта, возглавляемого ЮНКТАД, определены основные проблемы, с которыми сталкиваются страны региона ЕЭК ООН, и роль упрощения процедур торговли в расширении электронной коммерции.
- Пленарной сессии для информации был представлен документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/16 "Дорожная карта Кыргызской Республики по упрощению процедур торговли на 2021-2025 годы".
- Пленарной сессии для информации был представлен документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/INF.9, Отчет о проведении сорок второй сессии Организационной группы по Меморандуму о договоренности в отношении электронных деловых операций, состоявшемся 9–10 декабря 2020 года. На протяжении 2020 года ЕЭК ООН исполняла функции секретаря этой группы. Эта Руководящая группа объединяет основные организации по разработке стандартов (ОРС) в стремлении избежать дублирования и обеспечить операционную совместимость. ЕЭК ООН представила в общей сложности десять докладов по каждой из соответствующих основных областей, которые были приняты к сведению. В соответствии с самой ранней из действующих резолюций этой группы другим ОРС рекомендуется представлять свои основные компоненты для обслуживания библиотеки СЕФАКТ ООН в целях обеспечения семантической согласованности.
- Председатель поблагодарила секретариат за эти инструменты и доклады.
Решение пленарной сессии 21-17: Пленарная сессия приняла к сведению документы по наращиванию потенциала и техническому сотрудничеству.
VIII. Структура, мандат, круг ведения и процедуры СЕФАКТ ООН (пункт 7 повестки дня)
39. Бюро подготовило новую программу работы на период 2021-2022 годов (ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/17). Председатель подчеркнула, что этот документ был подготовлен после консультации со всеми экспертами СЕФАКТ ООН и, как и предыдущие, основан на стратегическом документе СЕФАКТ ООН ECE/TRADE/C/CEFACT/2016/20/Rev.1. Планы СЕФАКТ ООН кроме продолжения основной деятельности, включая работу над новыми технологиями, были расширены, с тем, чтобы включить в них ключевые темы, касающиеся устойчивости и цикличности.
Решение пленарной сессии 21-18: Пленарная сессия утвердила программу работы на период 2021-2022 годов, документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/17.
IX. Консультативная группа по передовым технологиям (пункт 8 повестки дня)
40. Председатель Консультативной группы по передовым технологиям представил информацию о работе группа за прошедший период, представленную в документе ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/INF.10, а также доклад о работе второго ежегодного совещания, содержащийся в документе ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/18. Им также был представлен документ "Демистификация искусственного интеллекта", изложенный в документе ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/19.
41. Делегация Европейского союза поблагодарила Председателя Консультативной группы по передовым технологиям в области торговли и логистики. Она рекомендовала, чтобы термин "передовые технологии" мог быть широким, и Консультативной группе следует сосредоточить внимание на работе СЕФАКТ ООН. В связи с признанием циркулярной экономики в качестве ключевой темы ЕЭК ООН в последующие годы она предложила, чтобы Консультативная группа внесла свой вклад в Европейскую "зеленую сделку" и "Цифровой компас ЕС на 2030 год".
Решение пленарной сессии 21-19: Пленарная сессия одобрила доклад Консультативной группы по передовым технологиям о работе ее второй сессии (ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/18).
Решение пленарной сессии 21-20: Пленарная сессия приняла к сведению доклады и обзор Консультативной группы по передовым технологиям.
X. Консультативная группа по Классификатору торговых и транспортных пунктов Организации Объединенных Наций (пункт 9 повестки дня)
42. Председатель Консультативной группы по Классификатору торговых и транспортных пунктов Организации Объединенных Наций (ЛОКОД ООН) представил информацию о работе группы за прошедший период, представленную в документе ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/20, а также привел пример использования ЛОКОД ООН в Соглашении о мерах государства порта (СМГП), которое помогает бороться с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым рыбным промыслом в соответствии с целью 14 ООН в области устойчивого развития, касающейся жизни под водой, как изложено в документе ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/21.
43. Было высказано замечание о важности сети национальных координаторов, работа которых является весьма важной для обработки записей ЛОКОД ООН. Важно, чтобы эти координаторы принимали активное участие в заседаниях группы. Также было отмечено, что участие частного сектора имеет важное значение для принятия этого стандарта. Председатель СЕФАКТ ООН призвала делегатов назначить координаторов и обеспечить их активное участие в работе.
Решение пленарной сессии 21-22: Пленарная сессия одобрила доклад Консультативной группы по Классификатору Организации Объединенных Наций для торговых и транспортных пунктов (ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/20).
Решение пленарной сессии 21-23: Пленарная сессия приняла к сведению примеры использования кодов, указанных в докладе Консультативной группы по Классификатору торговых и транспортных пунктов Организации Объединенных Наций.
XI. Группа специалистов по устойчивому рыбному промыслу/устойчивым цепям поставок (пункт 10 повестки дня)
44. Секретариат представил информацию о работе Группы специалистов по устойчивому рыбному промыслу за прошедший период, представленную в документе ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/22. Затем во исполнение решения пленарной сессии 20-05 он представил предлагаемый мандат и круг ведения Группы специалистов с целью расширения сферы ее деятельности, с тем, чтобы она охватывала другие устойчивые цепи поставок, о которых говорится в документе ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/23.
45. Делегат Европейского союза вновь заявил о своей поддержке расширения сферы деятельности Группы специалистов и приветствовал ссылку на отслеживаемость в связи с экологическими, социальными и управленческими вопросами (ЭСУ), поскольку это обеспечивает ясность в отношении сферы охвата работы.
Решение пленарной сессии 21-24: Пленарная сессия приняла к сведению доклад Группы специалистов по устойчивому рыбному промыслу.
Решение пленарной сессии 21-25: Пленарная сессия утвердила мандат и круг ведения группы специалистов по отслеживанию вопросов окружающей среды, общества и управления в устойчивых производственно-сбытовых цепочках в экономике замкнутого цикла на двухлетний период, документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/23.
XII. Деятельность других органов Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций и международных организаций, представляющая интерес для Центра Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (Пункт 11 повестки дня)
46. 46. Секретариат предложил трем структурным подразделениям присоединиться к работе и наметить области для текущего и перспективного дальнейшего сотрудничества с СЕФАКТ ООН.
а) Отдел устойчивого транспорта ЕЭК ООН подчеркнул:
- Эффективное сотрудничество между несколькими секциями Отдела транспорта и Секцией упрощения процедур торговли, в частности в контексте упомянутой выше работы ЕЭК ООН по взаимосвязи;
- полезность стандартов электронных деловых операций, разработанных СЕФАКТ ООН в поддержку конвенций и программ Отдела транспорта, в частности еCMR и текущей работы в области опасных грузов; и
- текущую работу по реагированию на КОВИД-19.
b) б) Секретариат СИТЕС напомнил о сфере своей деятельности и о риске того, что незаконная торговля использует недостатки в системах контроля. Далее он отметил: Далее он отметил:
- Роль, которую играют электронные процедуры и обмен информацией в поддержке автоматизированного управления рисками и проведению целевых проверок, а также выгоды, которые такие системы могут предоставить для выдачи разрешений, контроля и обмена ими;
- полезность таких инструментов СЕФАКТ ООН, как Рекомендация 14 об электронных подписях и семантических стандартах данных; и
- о планах участия в работе совместной Целевой группы ЕЭК ООН/ЭСКАТО по обмену информацией про электронные разрешения.
c) Представитель Сектора сырьевых товаров ЮНКТАД подчеркнул, что:
- необходимость обеспечения транспарентности цепей поставок, как предварительное условие для обеспечения отчетности и надлежащего управления становится все более насущной;
- для этого необходимо обеспечить прозрачность цепей поставок, поскольку потребители должны знать о происхождении покупаемых ими товаров, условия их производства и экологический след их цепей поставок;
- что технологии играют важную роль в получении такой информации, однако цифровой разрыв необходимо ликвидировать, основываясь на сотрудничестве между зависящими от сырьевых товаров развивающимися странами (РСЗС) и развитыми странами; и
- такое сотрудничество с другими учреждениями Организации Объединенных Наций, и в частности с СЕФАКТ ООН, имеет важное значение для передачи технологии в целях устранения этого разрыва.
47. Делегация Украины поблагодарила Отдел транспорта за его весьма актуальную работу и плодотворное сотрудничество с СЕФАКТ ООН.
48. Делегация Нидерландов поблагодарила СИТЕС за его презентацию и поинтересовалась планами в отношении электронного обмена разрешениями с узлами ePhyto и TRACES ЕС. Представитель СИТЕС ответил, что первоначальный обмен основан на обмене по принципу "точка-точка", однако Стороны также рассматривают вопрос об обмене с использованием узлов.
Предстоящие задачи в области упрощения процедур торговли и электронных деловых операций (Пункт 12 повестки дня)
49. В связи с нехваткой времени, вызванной онлайн форматом проведения сессии, этот пункт был перенесен на следующую пленарную сессию.
XIII. Прочие вопросы (Пункт 13 повестки дня)
50. Никаких вопросов по существу не поднималось.
XIV. Утверждение решений и проекта доклада о работе двадцать седьмой сессии (Пункт 14 повестки дня)
Решение пленарной сессии 21-23: Пленарная сессия утвердила доклад и решения Центра по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН) о работе своей двадцать седьмой сессии, документ ECE/TRADE/C/CEFACT/2021/2, который, в соответствии с решением Исполнительного комитета ЕЭК ООН, в случае возникновения технических проблем с подключением у представителей государств-членов, будет рассмотрен в соответствии с процедурой "Молчаливого согласия".