
АНТИКРИЗИСНЫЙ ШТАБ: ЧЕРЕЗ УКРЖЕЛЕЗНОЙ МОЖНО ЭКСПОРТИРОВАТЬ НЕ 2 МЛН. ТОН В МЕСЯЦ, А НЕМЕНЬШЕ 6,5 МЛН. ТОН
По факту железнодорожные перевозки основных позиций украинского экспорта – это продукция АПК и горно-металлургического комплекса – осуществляются на уровне 50-53% потенциальных. Причин немало – потребность расширения и реконструкции существующих пунктов пропуска, создания новых, диджитализация процессов, а также работа с иностранными партнерами (Польшей, Молдовой, Румынией и т.д.).
Это подчеркнули участники заседания Антикризисного штаба помощи бизнесу и промышленности, действующей при УСПП. К мероприятию присоединились представители Мининфраструктуры, Минстратегпрома, Укрзализныци, «Нибулона», ТПП Украины.
Немало обеспокоенности у производителей и экспортеров вызвало резкое повышение тарифа на перевозку Укрзализныцей – на 70%. Бизнес требует компенсаторных мер, ведь затраты на логистику растут катастрофическими темпами. К примеру, в горно-металлургическом комплексе они выросли от 40% до 3,5 раза по сравнению с довоенными. Об этом сообщил директор ГМК-центра Станислав Зинченко.
Горно-обогатительные комбинаты накопили продукции в двухмесячном объеме, ее крайне трудно вовремя отгрузить заказчикам за границей. В целом падение производства в этой сфере составило 53%. Если на государственном уровне с привлечением всех ресурсов – железной дороги, придунайских портов, автоперевозок – этот вопрос не будет решен, то отечественное ГМК потеряет европейский рынок, его там заменят Бразилия, ЮАР и др., которые наращивают производство стали.
«В любом случае, будут сейчас разблокированы порты или нет, но расширение пунктов железнодорожного, автомобильного пропуска, речных портов будут актуальными шагами и удачной инвестицией. Это диверсификация логистики», – отметил эксперт.
«Мы обращаемся в Мининфраструктуру, УЗ, правительство в целом – вместе с промышленниками подумать над путями снижения себестоимости грузоперевозок. В первую очередь это касается ускорения пересечения границ – создания электронной очереди, усовершенствования аукционов на использование вагонов и т.д.», - подчеркнул президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах.
Как ни парадоксально, но Украина готова наращивать объемы железнодорожных перевозок, но проблема… в неготовности западной инфраструктуры обслуживать такие объемы.
«Порты Балтии, даже пока Румынии – небольшие, и им трудно вовремя обслуживать украинский экспорт в достаточных объемах. То же касается и железной дороги, которая в ЕС заточена преимущественно под пассажирские перевозки. В настоящее время более-менее в этом плане решают такие барьеры поляки, поэтому нужно активизировать дипломатическую и профессиональную работу с другими западными соседями», - подчеркнули участники Антикризисного штаба.
В настоящее время Укрзализныця имеет свои представительства в ряде европейских, соседних с Украиной государств. Пытается решать проблемы на местах. В Молдове, например, помогает с ремонтом путей в приграничной зоне, чтобы увеличить украинский транзит. Полякам украинские специалисты помогли с диджитализацией процессов на пунктах пересечения.
Вместе с европейцами и США рассматривается инициатива построения в приграничных крупных перегрузочных терминалах. Украина бы доставляла бы туда продукцию, а европейцы в своем темпе продолжали бы ее логистику в порты или железнодорожным/автотранспортом.
Есть и очень инновационные предложения – например, использовать один из трубопроводов для транспортировки масличных.
Заместитель министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Сергей Тихонов отметил, что открытие 2 пунктов пропуска в Закарпатье в направлении Венгрии и Румынии позволят удвоить показатели экспорта. По его словам, европартнеры это понимают, пока Румыния зарезервировала под эти цели 12 га земли и т.д.
Эксперты коснулись и придунайской портовой инфраструктуры. По оценке Анатолия Кинаха, она показывает отличные показатели, учитывая существующие возможности. Но все же и это направление следует развивать, в частности, проникнуться углублением русла реки. По предложению ГМК-Центр, все портовые сборы должны направляться именно на модернизацию инфраструктуры.
Представитель Укрзализныци Тимофей Мураховский сообщил, что в конце июля будет презентована электронная очередь на пунктах пропуска, поэтому бизнесу станет легче принимать решения, отслеживая, где есть проблемные участки и скорость продвижения там очередей.
Среди других предложений экспертов Антикризисного штаба: инициирование проведения фитосанитарного контроля не на границе, а через 20 км после его пересечения (так не будет пробки из подвижного состава на пунктах пересечения); совместное таможенное освидетельствование; развитие евроколеи с украинской стороны границы, чтобы перегрузка осуществлялась у нас (это будет быстрее).
Все предложения будут доработаны в ближайшие дни. Согласованное решение Антикризисного штаба будет передано в правительство, Укрзализныцю, научные институции, профильные деловые ассоциации. Работа будет продолжена, в том числе, и в рамках рабочих заседаний Мининфраструктуры, Минагрополитики и т.д.