
Женева, 12 октября 2023 г. – FIATA, Международная федерация ассоциаций экспедиторов грузов, приветствует решение Европейской комиссии не продлевать действие Регламента о групповых исключениях консорциумов (CBER), который должен закончиться в апреле 2025 г. Ожидаемые преимущества CBER больше не предоставляются
Основанная в 2009 году CBER позволила операторам линейного судоходства с совокупной долей рынка менее 30% сотрудничать и оказывать совместные транспортные услуги. Цель - создать эффективность, которая принесет пользу другим участникам цепи снабжения и потребителям. Однако отзывы, полученные FIATA, показали, что экспедиторы не извлекли выгоды от ожидаемой эффективности обслуживания, а потребители не получили значительной экономии средств. Была высказана обеспокоенность повышенным риском несправедливых рыночных условий согласно CBER, который, как ранее заявляла FIATA, больше не отвечает цели в ситуации концентрации рынка и сложившейся вертикальной интеграции.
Примечательно, что FIATA считает, что CBER, направленный на оптимизацию услуг порт-порт, не учитывает эволюцию рынка в направлении вертикальной интеграции океанскими перевозчиками, чтобы также охватить внутренние транспортные перевозки. Кроме того, эффект альянсов и консорциумов, кажется, недостаточно учитывался в рамках традиционных показателей концентрации рынка, применяемых к сектору контейнерных перевозок, что требует нового подхода.
Адвокация перемен
Учитывая важность CBER и риски, связанные с условиями рыночной конкуренции, в июле 2022 года FIATA вместе с девятью торговыми организациями, CLECAT, FEPORT, GSF, ESC, EBU, ETA, UIRR, IAM и FIDI активно стремились к реформам CBER . Группа представляла владельцев и экспедиторов грузов, операторов портовых терминалов и других частей цепи поставок, зависящих от контейнерных перевозок. CLECAT, FIATA и GSF также сотрудничали над документом со ссылкой на причины и способы реформирования ЕС CBER, если он останется в силе, подчеркивая, что положение в его текущей форме не соответствует цели.
FIATA постоянно призывала уделять должное внимание в последние годы, независимо от пандемии и напряженных обстоятельств, поскольку это обнаружило слабые места в цепочке снабжения. Он также отметил влияние прибыли, полученной в этот период, на содействие вертикальной интеграции, и предоставил многочисленные доказательства, собранные ее специализированной Глобальной морской рабочей группой, относительно нечестной практики, вызванной такой интеграцией. Приведенные доказательства также касались неудовлетворительного уровня обслуживания, с которым подверглись его члены во время пандемии.
FIATA отмечает, что Комиссии понадобился год для обсуждения своего объявления после завершения процесса проверки, который проходил в августе-октябре 2022 года. FIATA приветствует широкие соображения Комиссии в ее Рабочем документе персонала (SWD), который отражает фундаментальные взгляды и беспокойство многих заинтересованных сторон морской цепи поставки, что CBER больше не способствует конкуренции в секторе судоходства и не приводит к каким-либо заметным повышением эффективности для пользователей системы. Такие выводы согласовывались с доказательствами, собранными специализированной Глобальной морской рабочей группой FIATA, созданной под руководством Рабочей группы FIATA по несправедливой практике в цепочке поставки.
Экспедиторы играют значительную роль на рынке, а также являются пользователями транспортной системы, где они находятся в прямой конкуренции с перевозчиками, которые действуют как их поставщики услуг. FIATA приветствует признание Комиссии экспедиторов как важных участников цепи поставок в своих консультациях CBER и Рабочем документе персонала. Это ключевая роль экспедиторов в обеспечении доступа и эффективности перемещения товаров». – доктор Стефан Грабер, генеральный директор FIATA
Честная конкуренция в будущем
FIATA признает, что истечение срока действия CBER не означает, что консорциумы запрещены в ЕС. Он понимает, что любые возможные консорциумы в будущем будут подлежать усиленному надзору на основе антимонопольных правил ЕС, применяемых ко всем другим экономическим секторам. Это позволит Комиссии учесть новую норму рынка, учитывая вертикальную интеграцию определенных перевозчиков и неоднородность размера других заинтересованных сторон и перевозчиков.
FIATA соглашается с SWD и заключает: «В общем, похоже, что для восстановления доверия между заинтересованными сторонами, необходимого для построения устойчивой, интегрированной и эффективной цепочки поставок, необходимо обеспечить, чтобы сектор линейных перевозок не воспринимался как предмет меньшего контроля со стороны антимонопольных органов. правоохранителей, чем другие отрасли».
FIATA подчеркивает, что судоходство является глобальной индустрией и призывает к единому и скоординированному подходу между органами власти, чтобы обеспечить эффективное регулирование отрасли. FIATA будет продолжать искать общий подход, способствуя диалогу между заинтересованными сторонами цепочки поставок для построения крайне необходимого доверия для достижения справедливой и эффективной цепи поставок.