
В частности, предлагается увеличить экспорт путем солидарности на 1-1,5 млн т в месяц, компенсировав часть расходов европейских перевозчиков и портов.
Украинская зерновая ассоциация официально обратилась к Валдису Домбровскису - исполнительному вице-президенту, комиссару по вопросам торговли Европейской Комиссии по оптимизации альтернативных маршрутов (так называемых путей солидарности) экспорта зерна из Украины в европейские порты с последующей отгрузкой в третьи страны, пишет ЦТС.
В частности, УЗА предложила Еврокомиссии увеличить экспорт путями солидарности на 1-1,5 млн т в месяц, компенсировав часть расходов европейских перевозчиков и портов, осуществляющих транзит украинского зерна.
"Это приведет к существенному уменьшению стоимости перевозки зерна и позволит украинским аграриям безубыточно вывезти излишки зерна в страны, нуждающиеся в украинском зерне и стабилизировать глобальную продовольственную безопасность", - говорится в сообщении.
В 2022 году Украина собрала более 73 млн т зерновых и масличных культур, а экспорт в сезоне 2022/2023 составил около 58 млн т. Более 29 млн т зерновых и масличных было экспортировано украинскими черноморскими портами в рамках зерновой инициативы.
"В конце концов, в этом году украинские производители могут собрать около 69 млн т зерновых и масличных культур, а прогнозируемый объем экспорта в 2023/2024 маркетинговом году может составить около 45 млн т. Конечно, дополнительно Украина также экспортирует масло и шроты – около 9-10 млн т в год", - отметили в УЗ.
В связи со срывом Черноморской зерновой инициативы российской федерацией Украина столкнулась с неотложной потребностью дополнительно увеличить пропускную способность "Пути солидарности" примерно на 1-1,5 млн т зерна в месяц. "Это можно сделать за счет экспорта зерна через порты стран Балтии (Клайпеда и другие), Германии (Росток, Гамбург), Нидерландов (Роттердам), Хорватии (Риека), Италии (Триест) и Словении (Копер). Развитие этих маршрутов активно поддерживается Европейской комиссией.
Следует отметить, что эти маршруты мало задействованы из-за сложности и стоимости логистики по сравнению с другими маршрутами. Разница в цене составляет примерно 30-40 евро за тонну.
Следовательно, УЗА просит ЕС ввести "зеленые коридоры" для украинской сельскохозяйственной продукции в морские порты стран Балтии, Германии, Нидерландов, Хорватии, Италии и Словении, которые будут включать: перенос санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля из пунктов пропуска на границе с Украиной на территорию страны назначения; и введение субсидий от Европейской Комиссии для компенсации европейским перевозчикам дополнительных логистических расходов на транзитные перевозки и частичной компенсации европейским портам – так называемых портовых расходов на украинское зерно.