Мы участвуем

Форма поиска

Р. Вецкаганс: "АМПУ развивает государственно-частное партнерство и готовится к корпоратизации"

27 декабря
2018

Завершается 2018 г. Он был непростым для коллективов отечественных портов. В некоторых из них из-за политической  и экономической ситуации в стране снизились объемы перевалки традиционных грузов, в частности черных металлов. Порты Азовского бассейна потеряли часть грузопотоков из-за блокирования РФ судов в Керченском проливе. Были отмечены и другие сложности, связанные с несовершенством логистики доставки грузов.

Тем не менее, как отметил руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс на пресс-конференции, состоявшейся 29 ноября в главном представительстве государственной компании, по состоянию на 27.11.2018 г. грузооборот отечественных портов превысил показатели аналогичного периода прошлого года на 0,6% (+760 тыс. т).

"Сократилось отставание перевалки зерновых: если в середине года оно составляло более 10% в сравнении с 2017 г., то сегодня снизилось до 1,4%. Объем перевалки черных металлов в сравнении с аналогичным периодом 2017 г. вырос на 10,3%. Контейнеры показали прирост на 11,9% к уровню 11 месяцев прошлого года", сказал руководитель ведомства.

Определенные надежды, по мнению Р. Вецкаганса, возлагаются на совместные проекты АМПУ, бизнеса и "Укрзалізниці". Имеется в виду сотрудничество госпредприятий, агробизнеса и стивидоров, способствующее вывозу кукурузы, урожай которой в нынешнем году выше прошлогоднего. "Созданный решением правительства при Минагрополитики штаб по вывозу зерна с участием всех заинтересованных сторон дает свои результаты. Надеюсь, что к концу года показатели перевалки зерновых будут высокими", — отметил руководитель АМПУ. 

Значительный рост грузоперевалки демонстрирует коллектив порта "Южный", который по состоянию на 27.11.2018 г. уже переработал более 38 млн т, что соответствует объему, переваленному за весь 2017 г. По словам Р. Вецкаганса, инвестиции, вложенные в дноуглубление порта, оправдали себя — увеличилась грузоперевалка. Хорошие темпы прироста показывает Николаевский порт. В то же время в портах Азовского бассейна отмечено отставание от показателей 2017 г.

Инвестиционные проекты: настоящие и будущие

Одним из крупных проектов, реализуемых АМПУ, по словам руководителя АМПУ, является проведение в портах дноуглубительных работ. Завершается реализация проекта дноуглубления подходного канала в порту Черноморск. На конец ноября т.г. работы выполнены на 98%.

"Если позволят погодные условия, то работы в ближайшее время будут завершены. Объем инвестиций, вложенных в этот проект, составил 404 млн грн. Хочу отметить, что выполнение контрактов по дноуглублению рассчитано на длительное время, т.к. необходимо учитывать некоторые проектные особенности. Дноуглубление в порту Черноморск имело свои особенности: последние черпания проводились 46 лет назад — в 1972 г. После завершения работ порт сможет принимать суда с осадкой до 14,5 м и дедвейтом до 75 тыс. т. Это очень важно для конкурентоспособности порта, привлекательности для экспортеров",сообщил Р. Вецкаганс.

Далее руководитель ведомства рассказал о планах по дноуглублению в других портах. В частности, в Херсонском порту такие работы не проводили с 2013 г. Планируется начать их в ближайшее время, чтобы восстановить паспортные глубины. Общий объем черпаний составит 403 тыс. куб. м грунта. Кроме портов, АМПУ выполняет ремонтные черпания в БДЛК, ХМК. До конца года, считает Р. Вецкаганс, удастся полностью выполнить дноуглубительные работы в Измаильском порту. В будущем году планируется завершить дноуглубление в портах Белгород-Днестровска и "Южном".

Что касается инвестиционных проектов, то, как сообщил руководитель ведомства, в Одесском порту продолжается строительство причала 1-з. По состоянию на конец ноября освоено 69% инвестиций. Реализация этого проекта особенно актуальна в связи с планируемым подписанием соглашения между АМПУ и компанией "Луи Дрейфус", одним из инвесторов строящегося зерноперегрузочного комплекса на Андросовском молу.

"Хотя и с некоторым опозданием, но в ближайшее время возобновятся работы на контейнерном терминале на Карантинном молу. Партнер Одесского порта, немецкий концерн HHLA, продолжает инвестирование в создание тыловых площадей, сооружение волнолома. Для этого компания привлекает кредиты банка KFV. В Одесском порту реализуется еще один инвестиционный проект — реконструкция причала № 7. На сегодня подрядчик выполнил 12% запланированных работ. Отмечу, что этот проект долгосрочный, поскольку на части причала продолжаются погрузочно-разгрузочные операции. Кроме того, среди завершенных в этом году проектов создание кинетического фасада морского вокзала. Следующий этап — реконструкция концертно-выставочного зала. В мае 2019 г. в нем планируется проведение масштабного мероприятия — форума инвесторов вместе с выставкой", — рассказал Р. Вецкаганс.

И в других портах реализуются инвестиционные проекты. К примеру, реконструкция 4 причала в Мариупольском порту. Объем инвестиций, освоенных на конец ноября, составляет около 60 млн грн. В Николаевском порту продолжается строительство 8 причала. Как отметил Р. Вецкаганс, бурное развитие портовых мощностей Николаевского порта заставляет АМПУ и администрацию предприятия искать новые формы сотрудничества с городскими и областными властями. На состоявшемся совете порта мэра Николаева и губернатора области включили в совет порта с правом совещательного голоса. Это позволит координировать планы развития порта и города, будет способствовать быстрому решению земельных вопросов.

Дан старт созданию Наблюдательного совета при АМПУ

Среди прочих тем, освещенных в ходе пресс-конференции, — вопрос корпоратизации АМПУ. Несмотря на то, что ведомство входит в список стратегических предприятий, на 100% принадлежащих государству, КМУ согласовал предложение Мининфраструктуры о корпоратизации АМПУ.

"Это позволит более эффективно управлять активами Администрации морских портов Украины. Месяц назад мы представили разработанный Минэкономразвития план корпоративного управления. Зарегистрированные законопроекты дают основание предполагать, что при внедрении корпоратизации, создании АО, Наблюдательного совета наши финансовые планы можно будет утверждать на уровне органа управления или Наблюдательного совета. КМУ уже объявил конкурс по созданию Наблюдательного совета АМПУ. Участвовать в нем изъявили желание 85 представителей не только Украины, но и Нидерландов, Бельгии, Прибалтики, др. государств. Надеюсь, что до конца года на конкурсной основе будут отобраны кандидатуры нового органа. Это добавит нашей государственной компании экспертный ресурс, даст возможность активнее развивать украинские порты", — заявил Р. Вецкаганс.

Кроме того, руководитель ведомства отметил дальнейшее развитие государственно-частного партнерства. К примеру, АМПУ совместно с компанией "Дельта Вилмар" продолжает проект строительства причала № 37-а в порту "Южный", подписан Меморандум с группой компаний ТИС по дальнейшему дноуглублению внутреннего канала, что даст возможность обрабатывать суда типа кейпсайз. Во время правительственного визита в Китай был подписан Меморандум о дальнейшем развитии зернового терминала группы компаний "Кофка" в Николаевском порту.

Что касается двух концессионных проектов — в портах Херсон и "Ольвия", то Мининфраструктуры направило документацию в Минэкономразвития. До конца года, по словам руководителя АМПУ, ожидается положительное решение. "Несмотря на то, что Закон о концессии не принят во втором чтении, мы совместно с европейскими экспертами разрабатываем проект концессии для этих двух стивидорных компаний. Планируем в первом квартале 2019 г. объявить тендер на концессию двух госстивидоров", — резюмировал Р. Вецкаганс.

В завершение пресс-конференции руководитель АМПУ ответил на вопросы журналистов.